Преподобный Макарий Калязинский

Троицкий Макарьев монастырь был основан преподобным Макарием Калязинским в пятнадцатом веке. Это был богатый, значимый для России, знаменитый монастырь, самый крупный в Тверской земле. На протяжении многих веков сюда совершали паломничество боярские, княжеские, царские семьи. Здесь были Иван Грозный, Борис Годунов, Петр Первый, Екатерина Вторая, Александр Второй… Монастырь ставили в один ряд с Троице Сергиевой Лаврой, а его основателя широко почитали во всей России.

Сейчас Калязинского монастыря нет. Многие знают Калязинскую колокольню — она принадлежала другому Николо-Жабенскому монастырю, что стоял на правом берегу Волги. А напротив, на левом берегу была Калязинская Троицкая обитель.

Троицкий Макарьев монастырь был закрыт в 1920 году. Где-то в течение десяти лет в нем еще проводились небольшие службы, молебны, но официально он уже числится как несуществующий. К 1938 году был утвержден проект «Большая Волга» — собирались строить большую Угличскую гидроэлектростанцию. Территория Калязинского монастыря попадала в зону затопления. Но как сейчас говорят специалисты, «попадала в зону» — это совсем не значит «уходила под воду». Монастыри строились, как правило, на возвышенностях Сейчас на месте бывшего монастыря — не вода, а острова. И на Монастырском острове легко определяются фундаменты Троицкого собора, храмов, зданий… Их не надо было разрушать — они не были бы затоплены! В состав монастыря входили: собор Пресвятой Троицы, трапезная палата со Сретенской церковью, надвратная церковь Макария, теплая Успенская церковь, четырехярусная шестидесятиметровая колокольня… Да-да, колоколен могло быть две — вторая ничуть не уступала знаменитой Калязинской, которая теперь встречает теплоходы посреди водохранилища. Ещё были на территории монастыря корпуса келий, больничный корпус с больничной Алексеевской церковью. И всё это было огорожено каменными стенами, общая длина которых — около семисот метров!

Всё это разобрали на кирпич. Что не смогли разобрать сразу — например, крепкий Троицкий собор, — взорвали, а потом тоже разобрали. Материал вывезли. К 1940 году монастырь был утрачен.

Но сказать, что от Калязинской обители не осталось ничего было бы неправильно! Ещё в двадцатые годы Иван Федорович Никольский организовал на территории монастыря музей, что позволило сохранить многие монастырские ценности, рукописные и старопечатные книги, мощи святого Макария, шитые покровы с его раки и другие святыни. Например, в Калязинском краеведческом музее выставлен топор, который из поколения в поколение передавали монахи. Он датируется пятнадцатым веком, и исследователи предполагают, что этим топором свою первую келию рубил сам преподобный Макарий Калязинский.

Но если монастырь взорвали и разобрали, значит, стены монастыря были уничтожены! А все стены центрального Троицкого собора Макариевского монастыря, который датировался семнадцатым веком, были украшены прекрасными сюжетными фресками от сотворения мира и до конца света…. Они — исчезли?.. Опять — не совсем так. Да, фреска — не икона и не картина, снять её со стены просто так невозможно. Это живопись по сырой штукатурке. Чтобы сохранить ее, штукатурку нужно отбить. И были люди, которые занимались этим профессионально! Специальный сектор московского Музея архитектуры до 1941 года, помимо прочих функций, исполнял обязанности научной фиксации памятников, в том числе разбираемых, в связи с выполнением крупных градостроительных и народно-хозяйственных работ. В связи с предстоявшим затоплением монастыря правительство дало ученым задание по научному изучению и фиксации памятников. Экспедиция в Калязине работала в декабре 1939 и январе — феврале 1940 года в очень сжатые для такого вида и объема работ сроки, в невероятно трудных погодных и бытовых условиях, при постоянном присмотре ответственных лиц из Волгостроя. Исследователи и архитекторы произвели обмеры, исследовали сохранившиеся к 1939 году здания Троицкого собора, трапезной и бытового корпуса. А потом начался демонтаж фресок Троицкого собора. Работы выполнялись под началом художника-реставратора Павла Ивановича Юкина, сотрудника секции древнерусского искусства Третьяковской галереи. Ученые кусочками, фрагментами отбивали фрески, укладывали их на полу, склеивали специальной реставрационной лентой и отправляли на хранение. Морозная погода побудила Юкина применить новый метод демонтажа фрагментов росписей — «на мороз» — позволивший снять фрески с меньшими разрушениями.

Всего в Троицком соборе было 2000 квадратных метров фресковой живописи. Ученым удалось снять со стен 126 фрагментов стенописи общей площадью 185 квадратных метров. 117 из них были переданы в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, около тридцати направлены в другие музейные собрания. В фондах московского музея архитектуры хранятся и некоторые элементы каменного декора храма. В стену Донского монастыря вмурован портал Троицкого собора.

В 2021 году мы празднуем 500-летие обретения мощей преподобного Макария Калязинского. Память о нем в народе жива. Почитание святого сохраняется и на Тверской земле, и во всей России.

Мы в соцсетях
*****