«Никольский монастырь, что на Столпе» — так именуется Николо-Столпенский монастырь в документах XVIII столетия. Стоявший у истока древнего волока монастырь, знали все, кто проходил с торговыми караванами через Вышневолоцкий волок. Волок существовал в этих местах с незапамятных времен. Первое летописное упоминание о нем относится к 1196 г., но точно неизвестно, когда монахи решили поселиться у торговой пристани. Первое упоминание о живших при церкви Покрова Пресвятой Богородицы иноках относится к 1545 г. А в 1582 г. в обители уже упоминается главная святыня — резной образ Святителя и Чудотворца Николая с крестом и городом в руках.
Подобных резных икон практически не было на Руси. Многие знают Можайский образ Святителя с мечем и городом в руках. Но здесь в руках крест. При чем в документах XIX столетия упомянут серебряный напрестольный крест, который украли большевики в 1920-е гг. У образа был даже свой список, который бесследно исчез при разграблении Никольской церкви бывшего монастыря в 1939 г.
В годы гонений обитель высстояла до 1929 г. благодаря руководству архимандрита Виталия Слизунова, прибывшего в монастырь из Донского монастыря. Но в 1929 г. обитель всё же закрыли, продолжила существовать лишь приходская Никольская церковь. К 1937 г. в храме служил иеромонах Стефан (Кусков). Его арестовали и по подложному обвинению поместили в застенки Вышневолоцкой тюрьмы, где он был расстрелян. Следом за ним арестовали и нового священника Никольского храма архимандрита Павла (Евдокимова). Его расстреляли в том же 1937 г. в Вышневолоцкой тюрьме. Тела обоих преподобномучеников погребли на Пятницком кладбище города в тюремном секторе. В 2000 году Русская Православная церковь прославила из в лике святых новомучеников.
Никольская церковь стояла брошенной ещё долгие годы. Кресты с нее сорвали, обрушились перекрытия и кровля. Сейчас храм возрождается, вместе с ним возрождается память. И как знак для прихожан вдруг стала отваливаться со стен краска и штукатурка, осыпаться побелка и на глазах у изумленных верующих из под белого слоя проступили вдруг чудесные фрески и заиграли яркими красками.
Только чудо будет недолгим, если не восстановить утраченную кровлю храма. Непогода и сырость делают своё дело быстрее, чем собираются средства на восстановление кровли. Мы потеряем чудесные росписи уже со штукатуркой и уже никакая сила не вернет их небытия…