У истока создания одного из красивейших храмов России в честь Казанской иконы Божией Матери в Казанском монастыре Вышнего Волочка стоит чудо явления Вышневолоцкой Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
Первый Казанский храм в новоучрежденной в 1872 г. Казанской женской общежительной общине располагался в двухэтажном корпусе, стоявшем на месте нынешнего игуменского корпуса обители. С дальнейшим развитием Казанской общины и увеличением количества сестер в ней появилась первая задумка о постройке обширного каменного соборного храма.
В сведениях, собранных в архиве владыки Саввы (Тихомирова) мы находим любопытное уточнение: «Апреля 29 дня 1877 г. разрешено строить каменный соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери по проекту, составленному Московским архитектором Каминским, исполнение же проекта поручено было Тверскому архитектору Фёдорову»7. Это весьма важное уточнение. Так, мы обнаруживаем новое имя в истории Казанского женского монастыря – тверского архитектора Петра Фёдоровича Фёдорова.
Внешнюю отделку Казанского собора в Казанской женской общежительной общине закончили в 1880 г. Это было настолько торжественное событие, а здание храма настолько величественным, что Ефрем Никифорович (Санкт-Петербургский купец) заказал литографию Казанского собора, изображающую собор с западной стороны. Она называлась «Вид новостроящегося каменнаго храма Казанской Божией Матери с нижнею церковию во имя Святаго славного пророка Илии»19. Это первое известное нам изображение Казанского женского монастыря и Казанского собора и одно из немногих изображений Вышнего Волочка XIX века.
В 1918 году монастырь занимает воинская часть. В 1924 храм был окончательно отобран.
Начало восстановления монастыря в новейшей истории связано с именем блаженной Любушки Сусанинской, которая погребена на территории монастыря. Монастырь потихоньку восстанавливается. Он несомненно является жемчужиной Тверской области.