В начале семнадцатого века в Смутное время основанный преподобным Макарием Калязинским Троицкий Калязинский монастырь сыграл важную роль в спасении России от польско-литовских интервентов и сохранении российской государственности.
В мае 1609 года полководец князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский выступил с войском из Великого Новгорода. После серии сражений с захватчиками армия Скопина-Шуйского подошла к городу Калязину. Здесь расположилась главная ставка знаменитого предводителя русских войск. Именно в Калязине, у Троицкого Макарьева монастыря два месяца формировалась крупная русская армия. В неё вливались ополченцы из Ярославля, Костромы, Углича, Кашина, Поморья… Ополченцев в монастыре учили строю, ранению подразделений, сочетанию защиты длинными копьями и ружейного оння. Ведь русским ратникам требовалось выдерживать удары рыцарской конницы и панциорной тяжелой пехоты. Калязин стал в те дни настоящим военно-политическим центром Российского царства, а Макарьевская обитель — главным военным лагерем русского войска. К августу армия Скопина по разным данным возросла до 11-20 тысяч человек
28 августа 1609 года вблизи Троицкого Макарьева монастыря началась битва. Польско-литовское войско под началом шляхтича Яна Сапеги и других польских военачальников и российских изменников превосходило наше и числом, и боевым опытом. Но русские отряды благодаря правильно выбранной тактике, военным хитростям командования и смелости воинов разгромили войско тушинского вора, заставили неприятеля отступать по дороге на Углич и пятнадцать верст преследовали их. А потом отряд Скопина, вышедший из Калязинского монастыря, направился на выручку защитникам Троице-Сергиевой Лавры. Макарьевский отряд оказался первым, кому удалось прорвать кольцо осады Троице-Сергиевой Лавры. Именно он пришел на помощь изнемогающим от голода, болезней и ран монахам.
Спустя год Троицкий Калязинский монастырь вновь подвергся нападению. Польский воевода, смелый и алчный пан Лисовский решил силой пробиться из Суздаля к польской границе. Переправившись через Волгу, он неожиданно атаковал Колязин монастырь, который защищал лишь небольшой гарнизон под началом воеводы Давыда Жеребцова. Воевода защищался храбро и отчаянно, делал вылазки из монастыря, но неприятель смог поджечь деревянные монастырские стены, пожар охватил и другие здания. Воины Лисовского перебили монастырскую братию и других людей, находившихся в монастыре. В неравном бою геройски погиб и сам воевода Жеребцов. Оккупанты рассекли палашами серебряную раку с мощами преподобного Макария. Святые мощи выбросили вон, а раку, дар царя Бориса Годунова, рассекли на три части и вывезли как военный трофей.
Сожженный, разграбленный, разрушенный монастырь, казалось, уже не оправится от нанесенных ран. Но уцелевшие жители подмонастырской слободы, богомольцы смогли найти и собрать мощи преподобного Макария Калязинского — главная святыня обители была сохранена. И сама обитель постепенно стала возрождаться… Победы Скопина-Шуйского и избавление от мучителей-оккупантов, а с другой стороны — бедствия, которые претерпели монахи и народ — всё это в сознании людей было связано с Колязинским монастырем. Заслуги его, значение его после Смутного времени выросли многократно. Поэтому за его восстановление взялись всем миром. В скором времени стараниями настоятелей, новой братии, высоких богатых покровителей и, конечно, жителей окрестных городов и весей обитель удалось привести в порядок, попорченное возобновить, стали строиться новые храмы, здания…
К концу семнадцатого века Макарьевский монастырь полностью оправился от перенесенных испытаний.
В 2021 году мы празднуем 500-летие обретения мощей преподобного Макария Калязинского. Память о нем в народе жива. Почитание святого сохраняется и на Тверской земле, и во всей России.