Первая половина пятнадцатого века, Тверские земли. Инок Макарий, пробыв более десяти лет в Николаевском Клобуковском монастыре, покинул его и ушел в пустынножительство. Место выбрал у устья реки Жабни, недалеко от Волги, «в своих местех», то есть в местах ему знакомых, может быть даже в собственной унаследованной вотчине. На правом берегу Волги в тех местах уже действовал монастырь «Николы на Жабни». Напротив, в лесу, и обосновался преподобный Макарий.
Вместе с ним вышли из монастыря семь старцев, которые, по свидетельству самого Макария, были «совершенны в своих добродетелях и постническом иноческом житье». Жили пустынники в трудах и молитвах, устав себе избрали строгий: под началом Макария следовали примеру афонских монахов.
Скоро об иноках прознали окрестные жители. Весть о монахах, живущих в лесах у Волги, разошлась широко, к ним стали приходить другие желающие последовать их примеру. Строили кельи, селились рядом. Постепенно сложилась монашеская община. Старцы были для братьев духовными наставниками, просветителями и учителями добродетели. Макарий вел хозяйственные дела и был в общине первым среди равных.
Монахи в сорок дней поставили первую деревянную церковь во имя Святой Троицы и задумались о том, кто станет игуменом новой братии.
Конечно, первым делом обратились к преподобному Макарию. Но тот, , будучи человеком очень скромным, отказался. Как сказано в Волоколамском патерике («Сказании о русских пустыножителях») Досифея Топоркова, Макарий «…пожелал жить в смирении, как один из последних монахов, пребывал в труде, выполняя всякую работу, и носил самую плохую одежду, был очень смирен и кроток…»
И вновь иноки пришли к преподобному Макариюи практически вынудили его принять бразды правления обителью, согласиться на игуменство. На счастье, Господь дал ему долгий век — Макарий Калязинский прожил более 80 лет и, приняв под начало обитель, успел создать большой, мощный монастырь, ставший для всей Тверской земли объединяющим духовным центром. Таким, что посетивший Калязинскую обитель в 1478 году преподобный Иосиф Волоцкий Волоколамский отзывался потом о нем: «Такое благоговение и благочиние были в том монастыре, ибо все творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями, что даже великий старец Митрофан Бывальцев дивился. Он тогда пришел от Святой Горы Афонской, где прожил 9 лет, и говорил братии: «Напрасно и без успеха прошел я такой путь во Святую Гору мимо Калязинского монастыря. Ибо могут спастись живущие в нем: здесь все творится подобно тому, как в киновиях (общежительных монастырях) Святой Горы».
В 2021 году мы празднуем 500-летие обретения мощей преподобного Макария Калязинского. Память о нем в народе жива. Почитание святого сохраняется и на Тверской земле, и во всей России.